Мы в Google+ У в л е ч е н и е - с к р а п б у к и н г: Памятка по альбому в стиле наследие (heritage)

9 мая 2012 г.

Памятка по альбому в стиле наследие (heritage)

Задумывая сделать семейный альбом своими руками в старинном стиле (херитаж, heritage или по-другому: "наследие") в технике скрапбукинга я задавала себе вопрос: "А как правильно это делать?". Была перелопачена масса информации в Интернете, убита куча времени. Подробных мастер-классов по стилю херитаж есть много на сайте Питерского скрап-клуба, я их повторять не буду. Отличная мотивирующая статья есть на сайте скрап-инфо здесь. Сама частенько хожу туда вдохновляться, когда идеи заканчиваются. Рекомендую.
Эти правила писала больше для себя, чтобы помнить и соблазна не было отступить от стиля в процессе создания семейного альбома, но может они и еще кому пригодятся. Эти правила не распространяются на обычные альбомы, не преследующие цели хранения надолго (на несколько поколений). Для семейного альбома в стиле наследие основная задача - передать образы предков и информацию о них будущим потомкам, и желательно, чтобы альбом сохранился надолго и был интересен тем, кто его будет смотреть сейчас или в будущем. Поэтому и правила оформления для таких альбомов свои...

1. Ничего чисто белого - все торцы бумаги, рамочек, тэгов и других элементов обязательно обрабатываю дистресс-подушечкой в цвет основного листа (вернее, аппликатором для растушевки), даже если не тонирую сами края бумаги. Хотя лучше затонировать и торцы и края на 2-3 см с растушевкой. Техника тонировки есть на Ютубе в исполнении легендарного мэтра Тима Хольтца - он виртуозно показывает, как правильно это делать. Очень выпадают из стиля любые белые края,  разрушают целостность восприятия странички, подсознательно "режут глаз", даже если вы  этого не осознаете. Ленточки и киперная лента не должны быть белыми, желательно цвета беж, крем, натуральный, льняной. Если все-же  приходится брать белую ленту - пачкаю ее слегка по краям и поверхности, чтобы только небольшой налет придать (но не грязь!), либо тонирую в чае (кофе) и просушиваю.

2. Обязательно прошиваю странички при сборке и все декоративные элементы - бумажки, подложки под фото, сами фото (если это предусмотрено идеей), ленточки, кружева, странички по краю при окончательной сборке (кроме тех элементов, что на вспененном скотче). Может быть это паранойя, но не хочу, чтобы через 10 лет альбом рассыпался по частям. Страничка, сделанная год назад и склеенная на скотче, уже рассыпалась из-за высыхания клеевого слоя скотча. У кого есть швейная машинка - везунчики! Моя рвет нитку вместе с бумагой, поэтому шью вручную (самая длительная и нудная часть работы). Если позволяет дизайн странички, то после сшивания обеих страничек по контуру, делаю 1-2 дополнительных закрепки в разных местах страничек в виде зигзагообразного короткого шва насквозь через обе странички. Концы ниток в таких случаях оформляю так - завязываю сквозь пуговицу с выводом ниток поверх пуговицы. Дополнительно пуговицу закрепляю капелькой клея, приподнимая ее. Получается и элемент декора и крепление одновременно.
Можно использовать для сквозного крепления страничек брадс, если есть возможность закрыть ножки с обратной стороны каким либо декором (цветочком, листиком, спрятать под кружевами, приклеить декоративный элемент сверху и т.д.). Но перед тем, как сшить странички, я их приклеиваю друг к другу изнаночными сторонами (когда они полностью уже оформлены) на скотче - он удерживает странички до сшивания в правильном положении и не дает бумаге пузыриться внутри, плюс дополнительная жесткость для листа. Для этого покупаю двусторонний скотч самый широкий и наношу его на всю площадь изнаночной сотроны одного из склеиваемых/сшиваемых листов. Хорошенько приглаживаю как по гладким сторнам, так и в районе объемных украшений.

3. Дырочки от проколов иглой или шилом обязательно заглаживаю палочкой для тиснения (с маленьким шариком на конце) с обоих сторон шва - при проколе с обратной стороны бумага вспучивается, а если бумага белая внутри (т.е. не прокрашена в массиве как картон), то виден неопрятный белый край. Кроме того, выпуклая часть прокола не позволяет плотно прижать к обратной стороне вторую страничку при сборке альбома. Приглаживаю 3-4 движениями на каждую дырочку от краев к центру воронки, как бы заправляя бумагу внутрь дырочки. Если не удается тщательно загладить и видна белая фактура бумаги с лицевой стороны (бывает иногда), то такие дырочки дополнительно прокрашиваю подходящим по цвету маркером Copic (так быстрее) или тоненькой кисточкой с разведенной в цвет акриловой краской (не слишком жидкой!). На фото слева не обработанный шов, в центре палочка для тиснения, справа - после обработки.

4. При сшивании двух страничек по контуру концы ниток обязательно прячу между слоями бумаги - вывожу нитку между бумагами, завязываю на узелок, обрезаю, вправляю внутрь и закрепляю маленькой капелькой клея на зубочистке. Так как шью руками, приходится часто соединять концы ниток, когда заканчивается первая нитка, - стараюсь подгадать начало шва таким образом, чтобы на нижних правых/левых углах нитка никогда не соединялась. Это тот угол листа, который как правило берут руками для перелистывания. Кстати, думаю над тем, чтобы укрепить углы страниц чем-нибудь дополнительно - народ в интернете говорит, что углы быстро начинают мохриться, сгибаться и бумага отклеивается. В общем, ветшает альбом с углов...  Кто-то уголки бумажные клеит вокруг. Может из кожзаменителя попробовать сделать?

5. Почти всегда использую состаривание краев (инструментом Тима Хольтца - удобная вещь, но можно и обычными ножницами) и обработку края дистресс-чернилами - придает законченный вид и определяет общий стиль работы.


6. При закреплении анкеров, придерживающих фото или "секретик", обязательно на месте прокола для брадс с обратной стороны странички приклеиваю квадратик одностороннего скотча для склейки денег - он не позволяет бумаге прорваться в случае, если слой "секретика" получился слишком толстый. Последовательность такая - прокалываю место, где предполагается вставить брадс поверх анкера (намечаю дырочку чуть-чуть), вырезаю квадратик скотча и с обратной стороны приклеиваю где виднеется прокол, затем прокалываю с обратной стороны через скотч окончательно. Затем с лицевой стороны накладывается анкер, сквозь него брадс, с обратной стороны ножки брадс раздвигаются, закрепляясь таким образом на скотче и уже ножки не прорвут бумагу, так как скотч пластиковый и очень крепкий.

7. Журналинг пишу после обработки краев бумаги тэга или подложки, если в обратной последовательности (сначала текст, а затем состаривание краев), то существует риск размазывания подушечкой текста (это придает неряшливый вид работе), даже если чернила текста архивные и давно высохли (проверено на собственном опыте). 

8. Если используете бумагу из разных наборов и даже разных производителей на соседних страничках одного разворота, то при штамповании рисунков одной и той же штемпельной подушечкой цвет оттиска может отличаться, причем кардинально! Проверьте заранее на не нужном кусочке либо на том месте, которое затем заклеится декором. Химический состав бумаги различен и эффект может вам совсем не понравиться. У меня на одной страничке штамп  получился темно-коричневым, а на другой - рыжим, разница сильно бросалась в глаза! Пришлось приклеивать другой декор поверх штампа, чтобы исправить дефект.

9. Не используйте оригиналы фото, особенно, если они в единственном экземпляре! Может произойти все что угодно - упала штемпельная подушечка из рук и прямо на фотографию красящим слоем, не понравилась раскладка, пришла в голову другая идея оформления и т.д. Сканируйте ваши фото и распечатывайте - оригиналы оставьте в черном конверте для фотографий - там они сохранятся лучше. Кроме того, если старые фотографии изначально были не очень хорошего качества (блеклыми), то после сканирования можно при помощи соответствующих программ (я использую бесплатную гугловскую Пикасу - нажатие 1 кнопки, и снимок исправляется автоматически). Пример: первый снимок - выцветший со временем оригинал (20 лет снимку), второй - после исправления кнопкой "Мне повезет"

Разница ощутима - и не потребовалась куча времени на работу в Фотошопе!

10. Семь раз отмерь - один отрежь! Это правило и для скраперов ценно - меньше материалов испортите, особенно, если бумага в одном экземпляре...

11. Журналинга много не бывает - прежде чем писать текст, тщательно продумайте его содержание, запишите в компьютере или на отдельном листе, отредактируйте, проверьте ошибки, прикиньте, сколько места он займет и хватит ли отведенного для него места на страничке. Подгоните размер шрифта (если распечатываете с компьютера) или уплотните буквы и расстояние между строчками, если пишете от руки. Если конец текста все же не влезает, попробуйте изменить окончание текста покороче либо обыграйте перенос текста в другое место как продолжение (учитывайте, что продолжение текста не может быть выше и не может быть слева от начала - в силу правил русского языка, ведь мы пишем слева направо и сверху вниз).
Журналинг - это второй по важности элемент в стиле херитаж после самих фотографий! Помните, что лет через 50 его будут читать ваши потомки.
И правило - если пишете общую информацию, факты, то можно печатать текст на компьютере. Если пишете свои собственные воспоминания, впечатления и описываете эмоции, то желательно писать текст от руки - это придает очарование содержанию текста и достоверность для тех, кто потом все это будет читать.
Состав содержания определяете вы и только вы, но помните, что текст должен быть интересным и содержательным, иначе его просто никто не станет читать (или перечитывать). Я писала в своем альбоме такие факты, о которых мои родственники не знали (не рассказывала никогда), думаю, что они многое для себя откроют, открыв однажды семейный альбом...

12. Если используете раскладную конструкцию для фото или журналинга в виде книжки - не надейтесь, что сгиб картона выдержит 20-30 открываний и просмотров (с каждым разом он становится все слабее и слабее и в один прекрасный момент оторвется). Я делаю так - заготавливаю 3 одинаковых листа бумаги подложки для фото, между двумя из них приклеиваю с краю поперек 2 отрезка ленты  подходящего цвета шириной 2-3 см, склеиваю бумагу, пряча ленту между слоями, прошиваю по контуру. Вторую часть аналогично, с той лишь разницей, что проклеивается лента между основой странички и подложкой на том месте листа, где по замыслу должно быть фото или текст. Расстояние между подложками 1-2 мм, чтобы они не терлись друг об друга при открывании и не загибались. Пример:
Детальный мастер-класс с фотографиями процесса изготовления раскладушки есть в моем блоге.

13. Не используйте заголовки на иностранном языке в семейном альбоме и тем более - одновременно с русскими (украинскими и т.д.)! Переворачивайте английские буквы для замены на славянские (R - Я), комбинируйте разные наборы чипборда, вставляя те русские буквы, аналога которым нет в английском алфавите (Ф, Щ, Ш, З). В крайнем случае,  замените слово на близкое по смыслу, но с другими буквами. Если трудно самому подобрать - я пользуюсь программами по составлению слов в интернете (типа анаграммы) - набираю символы, имеющиеся у меня в наличии из чипборда, похожие на русское написание (А, О, Н, К и др.) и программа выдает мне возможные варианты слов из этих букв. У меня спрашивали в интернете из Болгарии, откуда я беру слявянские буквы - все очень просто, из английского чипборда.
Если украшения или штампы содержат текст на иностранном языке, можно заменить его на русский (напечатать, вырезать кусочек и аккуратно подклеить взамен иностранного). На штампах я стираю ватной палочкой краску с иностранного текста (например, если он в рамочке, а рамочка мне нужна), и штампую без текста. Либо поверх текста наклеиваю русские слова. Иностранные слова можно оставить, если они не выделяются на страничке и не мешают ее восприятию, например, на подложках для журналинга  производитель написал текст на английском, отрезать его - некрасиво, т.к. по контуру идет рамка. Поэтому мне пришлось оставить подложки как есть, а надпись производителя в данном случае воспринимается как картинка (потому что бледнее текста) и не требует перевода:

14. Нижние углы окончательно собранных страниц дополнительно укрепляю металлическими уголками для обложек (но поменьше и потоньше), так как заметила, что когда смотрят альбом, то при перелистывании рукой берут за правую нижнюю часть страницы, и со временем в этом углу начинает отслаиваться бумага и картон. Металлические уголки защищают от механических повреждений, но к сожалению, не защищают вашу работу от засаливания от рук. Так что просите всех смотреть ваши альбомы с предварительно вымытыми руками (особенно детей) :-) 

15. В качестве фона под фотографии применяю меморабилию, относящуюся к тому периоду времени, оригиналы или распечатанные сканы документов об окончании школы, института, комсомольский билет, странички из дневника, свидетельство о рождении и т.д. Они вносят настроение и передают дух той эпохи.
Если настоящие документы не сохранились, то можно взять из интернета, распечатать, и подклеить под фото таким образом, чтобы закрыть чужую информацию. Например, мой комсомольский билет не сохранился, я нашла в интернете фотографию пустого бланка, заполнила год, сумму взносов, расписалась и поставила штампик "оплачено" (вернее только рамочку), используя подходящий по размеру штампик, внутренне слово стерла ватной палочкой перед печатью. Конечно, мне проще, так как я сама была комсоргом в классе, собирала взносы, ставила штампик об оплате и помню, как должна выглядеть правая часть билета, но если вы будете делать альбом для своей мамы или отца, то вполне можно распечатать комсомольский билет чужой из интернета и закрыть чужую фамилию подложкой фотографии или другим документом, в общем виде странички никто не заметит замены, а настроение того периода времени будет передано. 
Также использую распечатанные приказы, газеты, телеграммы, схемы и карты.


16. В качестве украшений использую настоящие значки тех времен. Прикалываю их на ленты или кружева, либо откусываю кусачками застежку (слишком объемную), напильником заравниваю острые края и приклеиваю значок на вспененный скотч (если значок вогнутый изнутри) или прямо на клей (если обратная сторона значка плоская).
Если значки не сохранились, но вы помните, как они выглядели, то такие же значки можно купить на ярмарке в Измайлово г.Москвы по выходным или на блошином рынке вашего города (например, часть значков я купила в Самаре на рынке за смешную цену). Знаки различия или реплики медалей можно купить в магазинах, продающих форму для военных, например, на Казанском вокзале г.Москвы есть Военторг, и я частенько туда заглядывала, когда была проездом в отпуск. Там мне удалось купить реплику ордена ВОВ для военной странички о дедушке и бабушке, металлические танки и звездочки для погон. Все это придало моей страничке соответствующий тому военному времени вид.

5 комментариев:

  1. ОООООЧЕНЬ нужен пошаговый расклад к п. 12. - проблема очень насущная, вот уж точно на 25 раз кто-нибудь со словами "Упс" оторвёт...

    ОтветитьУдалить
  2. Большое спасибо за памятку!!! Тоже хотелось бы поподробнее п.12.
    А английский заголовок на карточке для журналинга совершенно не портит всей картины, наоборот, выглядит очень гармонично!!!

    ОтветитьУдалить
  3. Хорошо, мастер-класс с меня. Займусь в ближайшее время.

    ОтветитьУдалить
  4. Мастер-класс по раскладной конструкции к п.12 размещен здесь: http://elenaplusscrap.blogspot.com/2012/05/blog-post_20.html

    ОтветитьУдалить
  5. Елена! Вы Молодец!!! Такая огромная проведена работа!!!! Браво!!! Спасибо за информацию и за опыт!!!

    ОтветитьУдалить

Поле для комментария:

Тэги, допустимые в комментариях

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...